Палец раздора: что последует за решением ростовского суда о приравнивании эмодзи к подписи

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Ростове-на-Дону признал эмодзи «лайк» эквивалентом подписи под документом. Об этом стало известно после сообщения в Telegram-канале юриста Анастасии Сковпень, которая привела выдержку из постановления суда. О том, к чему это может привести, — в материале «Вечерней Москвы».

С чего все началось

Согласно постановлению арбитражного суда, предприниматель Сирануш Арутюнян в марте 2022 года заключила договор с Родионом Руденко на поставку фургона Volkswagen T1, который в дальнейшем планировалось использовать как товарный киоск. Стоимость услуги оценивалась в 685 тысяч рублей, из которых 479,5 тысячи рублей поставщик получил в качестве задатка.

Кроме того, в соглашении между заказчиком и исполнителем был пункт, согласно которому стороны признают юридическую силу всех передаваемых друг другу документов, в том числе через мессенджеры. Согласно условиям договоренностей, фургон должен быть поставлен до 30 июня 2022 года. После того как этого не произошло, Арутюнян обратилась в суд с требованием взыскать с поставщика 480 тысяч рублей, а также проценты за использование чужих денежных средств.

В свою очередь Руденко ссылался на то, что он не мог осуществить поставку в срок. Причиной тому, по словам ответчика, стало отсутствие договора о цвете фургона.

Выслушав все за и против, суд удовлетворил иск, взыскав с поставщика 480 тысяч рублей задатка, а также 27,5 тысячи рублей в качестве процента за использование чужих денежных средств. После этого Руденко подал апелляцию, чтобы обжаловать это решение.

«Лайк» эквивалент подписи

В апелляционных жалобах Руденко ссылался на то, что договор, определяющий цвета фургона, подписан не был. После изучения переписки сторон суд пришел к выводу, что соглашение было заключено.

В решении суда отмечается, что 6 апреля 2022 года Руденко написал: «Хорошо, желтая полоска на белом фоне». В ответ на это он получил сообщение с эмодзи, изображающим большой палец вверх. Суд постановил, что в данном конкретном случае это равносильно подписи.

— То есть судом принято в качестве доказательства эмодзи (смайл) как согласование условий договора, — говорится в тексте решения суда.

Руденко подчеркивал возможность разнообразной интерпретации данного символа, однако «иного разумного, понимаемого значения данного изображения не предложил». Суд также постановил, что отсутствие договора об определении цвета фургона не лишает истца права на возврат средств.

Как это решение повлияет на будущие процессы?

Адвокат Сергей Жорин в беседе с «Вечерней Москвой» напомнил, что в России не прецедентное право. При этом он отметил резонансность принятого ростовским судом решения, хотя и туманно оценил его перспективы.

— Я думаю, что вышестоящие суды эти инициативы подобломают, — спрогнозировал Жорин.

Тем не менее подобное решение стоит считать позитивным примером. По мнению Жорина, таким образом суды показывают, что они не боятся выходить за привычные рамки.

— Это хорошо, потому что независимость судей и заключается в этом. В том, что судьи должны принимать решения, исходя из закона и своего внутреннего убеждения, это прописано в законе, — резюмировал Жорин.

В свою очередь адвокат Александр Почуев отметил, что эмодзи все чаще начинают рассматриваться в качестве доказательств. Так, в 2019 году суд впервые принял «смайлики» как доказательство взаимодействия подсудимых с потерпевшими.

— Возвращаясь к сути данного решения, надо отметить, что использование переписки в мессенджере в прямую было предусмотрено в договоре юридически значимым. В итоге именно это обстоятельство в совокупности с текстуальным толкованием легло в основу решения, — отметил Почуев.

Эксперт не согласился со своим коллегой, заметив, что это не «разовое решение, а новая реальность». По его словам, в дальнейшем следует ожидать развития подобной практики, как например, в Китае, где счет подобных дел идет на тысячи в год.

Источник: Вечерняя Москва VM.RU https://vm.ru/society/1029672-poricaetsya-i-karaetsya-kak-proishodit-perehod-v-druguyu-veru-v-pravoslavii-i-musulmanstve