«Настоящий убийца остался на свободе»: интервью с экс-адвокатом Бережного

Коллаж: Дмитрий Гладышев

В середине марта команда защиты Виталия Бережного, обвиняемого в убийстве и изнасиловании восьмилетней девочки, пополнилась. На его защиту встал московский адвокат Александр Почуев, который стал известен по делам доцента СПбГУ Олега Соколова, убившего свою возлюбленную. Также он представлял интересы бывшей жены актера Алексея Панина Юлии Юдинцевой в борьбе за дочь Анну. Спустя месяц работы Почуев заявил, что снял с себя полномочия защитника Бережного и вместо этого займется своим расследованием. До этого адвокат говорил о давлении со стороны силовиков на защиту и самого подсудимого. Что сейчас с Бережным, почему все-таки опытный адвокат отказался от его защиты и как будут развиваться события дальше — все эти вопросы задали Александру Почуеву в эксклюзивном интервью.

Тюменский суд

 Что вы знали о Бережном до того, как войти в дело?

— Практически ничего. Данное дело затронуло буквально всех в Тюменской области. Но благодаря Андрею Малахову и его передаче «Прямой эфир» оно сейчас приобрело широкий резонанс и является лакмусовым сигнализатором состояния и эффективности правосудия с участием присяжных заседателей.

— Была ли у вас собственная позиция по делу?

— Разве что общая предустановка против дел, где общественностью формируется обвинительный вердикт в отношении еще не осужденного законным приговором человека. Мне кажется, что наше сетевое общество уже скатилось до уровня судов Линча. Только вместо виселицы — теперь клавиатура, а иногда и кувалда.

 Кто стал инициатором того, что вы стали адвокатом Бережного? Какими были ваши мотив и гонорар?

— Меня пригласили к защите руководство фонда, связанного с поддержкой военнослужащих. Действующих, бывших и будущих. Я принял защиту, поскольку это мой профессиональный долг.

 О каком именно фонде идет речь?

— Ввиду скандального характера дела руководство фонда просило пока не афишировать его название. В целом это частный фонд, который занимается вопросами поддержки обороноспособности нашей страны и ветеранов боевых действий.

В конце июня прошлого года на улицах появились листовки в поддержку Виталия Бережного. В объявлениях написано большими буквами: «Нет фальшивым экспертизам» и напечатан QR-код, который ведет на петицию
В конце июня прошлого года на улицах появились листовки в поддержку Виталия Бережного. В объявлениях написано большими буквами: «Нет фальшивым экспертизам» и напечатан QR-код, который ведет на петицию

Личная неприязнь

 Что произошло за месяц вашей защиты Бережного?

— Мне пришлось вклиниться в процесс на стадии доформировния коллегии присяжных. И тут же судья ограничила защиту в публикациях нашей позиции по делу. Я из уважения к суду подчинился. Но дальше всё пошло не по плану. Мы просили дать возможность ознакомиться со всеми доказательствами и документами по делу, просили отложить заседания для свидания с подзащитным, чтобы обсудить стратегию. Но и это осталось без удовлетворения. Защитой было заявлено более 127 ходатайств и возражений, но и это тщетно. А когда уважаемый суд заявил, что не может представить нам к изучению с присяжными ключевых доказательств невиновности спецназовца Бережного, то я понял, надо что-то менять. Мы пообщались с коллегами и доверителем, после чего он принял мудрое решение: освободить нас от защиты и попросить суд дать адвоката, к которому у суда не будет личной неприязни.

 Вы заявили, что одна из причин вашего выхода из дела — унижение и давление со стороны суда. Могли бы подробнее рассказать, как это проявлялось?

— Суд и прокурор регулярно переходили на личности. То укажет моей коллеге на то, что она из Тюмени, а тут Москва, то меня посадит в унижающее место перед прокурором, когда тот представляет доказательства присяжным. В целом при присяжных суд неоднократно называл работу защиты балаганом. Против такого неуважения я приносил возражения, это единственная процессуальная реакция, доступная для адвоката. Также я заявлял два отвода судье из-за личной заинтересованности. В итоге суд стал явно демонстрировать свою неприязнь, я счел это недопустимым.

 После чего у судьи к вам появилась личная неприязнь? Вы уже встречались в суде до этого?

— Она сформировалась из-за моей активной защиты. Крайнее раздражение вызвали требования призвать участников процесса, в частности прокурора, к соблюдению этики, а также предоставить защите и присяжным ключевые доказательства по делу для изучения.

Второй выпуск передачи Андрея Малахова о пропаже и убийстве девочки вышел 26 августа 2021 года
Второй выпуск передачи Андрея Малахова о пропаже и убийстве девочки вышел 26 августа 2021 года Скриншот: «Россия 1» / YouTube.com

«Истинный убийца остался на свободе»

 Вы вышли из дела спустя месяц из-за давления со стороны силовиков. Но вы уже опытный адвокат и у многих такое решение вызывает вопросы: кажется, что это многоходовка или сделано для собственного пиара. Что вы думаете по поводу таких разговоров?

— Эти разговоры — явный маркер наличия в обществе сформированного силовиками обвинительно предвзятого отношения к Виталию Бережному. Большое количество ненавистников, так называемых хейтеров, возникло из-за разглашения тайны следствия. Как возможно такое, что за более чем час до официального предъявления обвинения Бережному его личность, фотографию, имя и фамилию в качестве убийцы демонстрируют в самом популярном телешоу в стране. Как возможно, что Виталий Бережной еще официально не задержан, а пресс-службы МВД и СК РФ наперегонки размещают пресс-релизы о раскрытии преступления. Что касаемо давления, то оно, безусловно, присутствует.

 Почему считаете нужным подать иск именно на Эдуарда Петрова и его ТВ-передачу?

— Потому что именно в его передачах и телеграм-канале осуществлялась целенаправленная травля Бережного. Сейчас мы заканчиваем подготовку исков. В ближайшие дни они будут поданы.

 Как вы относитесь к тому, что Елена Шихова публиковала материалы дела? Чего она хотела добиться этим? Все-таки там были и признательные показания с подробностями.

— Подобные дела должны рассматриваться максимально открыто, за исключением тайны личной жизни и интимной стороны участников процесса. Гласность — это основа правосудия. Тайна — это исключение из правила. Но в нашем деле суд посчитал необходимым закрыть процесс целиком. Где граница между публичным интересом к делу и необходимой тайной? Дело изначально было резонансным. Активная его фаза началась именно с публичной стороны — серии передач Андрея Малахова под общим названием «Дети исчезают в полдень» о серии нераскрытых пропаж детей в течение более 25 лет. Первая серия вышла 23 августа 2021 года. А уже через три дня, во второй серии, в «Прямом эфире» на всю страну назвали спецназовца Бережного «убийцей Насти Муравьевой». За час до официального предъявления обвинения следователем СК РФ. Как такое возможно? О какой тайне по делу идет речь? Как можно объективно разбираться в деле, если сформирован общественный обвинительный вердикт? Доказательством тому стало расформирование коллегии присяжных в Тюменском областном суде с последующим самоотводом судьи.

Что касается адвоката Елены Шиховой, то коллегу знаю заочно как профессионала высокого класса, который пострадал за честную позицию по данному делу. О ее противоправных действиях мне ничего не известно, думаю, что это всё провокации. Я не одобряю какие-либо публикации материалов по данному делу из-за уважения к суду присяжных и их беспристрастности.

Тело девочки нашли спустя полтора месяца после пропажи. Следователи считают, что всё это время труп хранился в съемной квартире, где жил подсудимый
Тело девочки нашли спустя полтора месяца после пропажи. Следователи считают, что всё это время труп хранился в съемной квартире, где жил подсудимыйФото: Ирина ШароваПОДЕЛИТЬСЯ

 С чего вы начнете или уже начали собственное расследование?

— Время на проведение собственного расследования было крайне ограниченно из-за жесткого ежедневного графика заседаний. Сейчас я полностью сосредоточился на нем. Пока результаты обнародовать рано, но одно стоит сообщить сейчас — истинный убийца, возможно, даже маньяк, остался на свободе.

Чем закончится дело Бережного?

— Что сейчас с Виталием Бережным? Его выпустили из карцера?

— Да, его выпустили практически сразу после наших жалоб и публичного освещения этой проблемы. Но в течение всего процесса из-за графика, установленного судом, его поднимали в четыре-пять утра и забирали на процесс, а возвращали глубоко за полночь зачастую в час-два ночи. Он крайне истощен и несколько раз засыпал в процессе. Мы многократно обращали на это внимание суда, но ответ был один: «Это Москва, тут такие правила».

 Как думаете, что дальше будет с Бережным? Каким вы видите итог этого дела?

— Итог этого дела определит суд, суд присяжных. А вот результат зависит от их объективности и непредвзятости. Хочу отметить, что это уже вторая коллегия присяжных, которая пытается разобраться в этом загадочном деле. Предыдущую коллегию на этапе вынесения вердикта суд в Тюмени суд распустил, Верховный суд изменил подсудность на Москву. Теперь москвичам приходится столкнуться с непростым тюменским бытом, менталитетом и темпераментом. Возможно, и это сыграет свою роль. Тюменцы в большинстве своем люди открытые, честные, прямолинейные, а москвичи более сложные люди, привыкшие во всем искать подвох. В целом я верю в победу справедливости, очевидно, уже не с первого раза, но, надеюсь, не с десятого.

Источник: 72.ru Новости Тюмени https://72.ru/text/criminal/2023/04/26/72233450/