Историческое наследие Петербурга продолжает гореть: кто ответит за это? Адковат Почуев расскажет о сложностях наказания ответственных лиц

В культурной столице вспыхнуло очередное реставрируемое здание, имеющее историческое значение. В очередной раз встает вопрос, кто ответит за причиненный ущерб. Neva.Today задала этот вопрос юристу.

Фото: пресс-службы прокуратуры Петербурга

Огонь вспыхнул в государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова в среду, 6 декабря. Спасатели тушили сотню квадратных метров на четырех этажах и проводили эвакуацию, обошлось без пострадавших.

Однако спустя пару дней, как с огнем справились спасатели, внутрь пригласили журналистов, чтобы показать, что объект «относительно в порядке»: некоторые помещения оказались не задеты, там реставрация подходит к концу. Подрядчик заверил, что ценные росписи стен и лепнина не пострадали.

Здание реставрировали с 2012 года, однако в 2017 году работы заморозили. Снова приступили к восстановлению консерватории в 2021 году. Общую стоимость работ оценили в примерно 21 млрд рублей. Завершить работы должны в следующем году.

В Петербурге не первый раз горит историческое здание, которое должны были реставрировать или уже реставрировали. Neva.Today вспомнила последние примеры: горели Дом ЛялевичаНевская мануфактураКрасный треугольник и Дом Басевича. Большинство пожаров остались безнаказанными.

По мнению адвоката Александра Почуева, говоря об ответственности за пожар, нужно понимать его причины и круг причастных лиц, а с этим могут возникнуть сложности.

«Случаи, когда горят исторические здания, весьма часты. Достаточно вспомнить резонансные пожары в Новодевичьем монастыре в Москве или Измайловского собора в Санкт-Петербурге. Тогда виновные были привлечены лишь к административной ответственности по
части второй статьи 7.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которой установлена ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия»,– привел пример Александр Почуев.

Указанная статья устанавливает ответственность за действия или бездействие, «совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия». Она предусматривает административный штраф в размере от одного до двадцати миллионов рублей для юридических лиц.

«Не так давно в Петербурге случился пожар в памятнике промышленности Невской Мануфактуре. Там погиб пожарный при тушении пожара. В результате арестовали двух предпринимателей и предъявили обвинение по двум статьям уже уголовного кодекса –
за сговор при оказании небезопасных услуг (п. а, ч. 2 ст. 238 УК РФ) и нарушение требований по сохранению памятника архитектуры (ст. 243.1 УК РФ)»,– напомнил адвокат.

Фото: Baltphoto/Валентин Егоршин

При этом в сентябре суд прекратил уголовное дело по статье 238 УК РФ и преследование фигурантов в связи с истечением сроков давности.

«Пожар может возникнуть, помимо вышесказанных случаев, также в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 167 Уголовного кодекса – умышленное или неосторожное уничтожение равно как и повреждение имущества по неосторожности. За это лишение свободы до пяти лет».

Уголовное дело может быть возбуждено по статье «Халатность» по признакам неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Помимо этого пожар может возникнуть как следствие особо тяжкого преступления против общественной безопасности – террористический акт (статья 205 УК РФ) и массовые беспорядки (статья 212 УКРФ), там может быть назначено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Таким образом, отвечать за причиненный ущерб при пожаре в исторических здания должны те, по чьей вине эти пожары произошли. Однако на практике найти виновных оказывается не так просто, как кажется. В некоторых случаях расследование и рассмотрение дела в суде затягивается настолько, что виновных отпускают в связи с истечением срока давности, оставляя угольки реставрируемых объектов неотомщенными.

Ранее Neva.Today писала, что пожар в петербургской консерватории мог начаться из-за реставрации за 21 млрд рублей.

Источник: Neva.Today https://neva.today/news/2023/12/12/484510